Седлайте коней!

 

Седла


Для удобства езды на лошади человек уже со второй половины i тысячелети до нашей эры начал применять седла различных конструкций. На протяжении длительного времени менялся внешний вид седел и их составных частей.
Первые всадники покрывали спину лошади попоной. Историю седла помогли восстановить древние изображения. Они поведали, например, что в ix веке до нашей эры ассирийские воины пользовались большим седлом-попоной, закреплявшимс на лошади нагрудными и подхвостными ремнями ( рис. а). А на одном из ранних изображений скифов, сделанном ассирийским художником в первой половине ix века до нашей эры, у седла-попоны, кроме нагрудного и подхвостного ремней, видна и подпруга, проходящая под грудью коня (рис. б). В viii веке до нашей эры размеры седла-попоны уменьшились. Крепилось оно на лошади при помощи передней подпруги и нагрудного ремня (рис. в). А еще через столетие стали пользоваться мягким седлом треугольной формы, которое фиксировалось на лошади, видимо, уже двумя подпругами - передней и задней. Под такое седло подкладывалась большая попона (рис. г).
Когда появились стремена - важнейшая составная часть седла,- до сих пор неизвестно. Вероятно, в первое время это были ременные петли, деревянные кружки и треугольники. Металлические стремена начали изготавливать в iv-v веках нашей эры (рис. д).
У разных народов в те или иные эпохи исторического развития постепенно складывался свой особый тип седел. Но все они должны были облегчить езду всаднику, сделать его посадку наиболее устойчивой и предохранить спину животного от повреждений. Строение седла, его размеры и вес во многом зависели от целей, которые стояли перед всадником, и даже от моды. Средневековому рыцарю, вооруженному копьем и мечом, требовалось седло, максимально укрепляющее его посадку. Седла рыцарей имели очень сложную и громоздкую конструкцию (рис. е). Позже кавалерии понадобились седла, удобные для длительных переходов и стремительных атак (рис. ж). И конечно, значительно более легкие, чем рыцарские. Дальнейшее облегчение веса седел было вызвано развитием скачек, а затем и конного спорта. В Англии появился тип седла, который постепенно нашел самое широкое применение во всех видах верховой езды.
В конце xix века главнейшими типами седел в Европе считали следующие: английское (рис. з), французское, немецкое, венгерское и наше отечественное - казачье. Первые четыре отличались устройством ленчиков (арчаков), а казачье, кроме того, и мягким сиденьем (подушкой).


В нашей стране наибольшее распространение получили седла четырех типов: строевые, казачьи, спортивные и скаковые. Строевые (вверху) и казачьи (внизу) седла . Долгое время применялись в кавалерии. Они были хорошо приспособлены для многодневных переходов по любым дорогам и в любых погодных условиях, создавали удобства для всадника, одетого в военное обмундирование. Была предусмотрена и возможность прикрепления к седлам вьюков с обмундированием. Вес строевого седла с вьюком достигал около 40 килограммов. Есть и специальные вьючные седла, но они не применяются для верховой езды. В настоящее врем строевые и казачьи седла используются в экспедициях, при пастьбе домашних животных, для съемок кинофильмов.



 Предыдущая[1] [2] [3] [4]  -5-  [6]Следующая